Говорят, что глаза – это зеркало души. И еще их можно сравнить с окнами, через которые в душу человека вливаются впечатления о ярком, сверкающем цветном мире. Но… Но не у всех эти окна бывают открыты настежь. И тогда остается надеяться только на чудо.
Таким чудом для учащихся, их родителей, да и для нас, учителей, стала школа № 127. Она особенная и неординарная. Здесь обучаются слепые и слабовидящие дети. Войдя в нее, ты сразу ощутишь теплоту, заботу и внимание. Здесь нет хмурых лиц взрослых, скучающих детей. Здесь работают люди особого склада, умеющие любить детей, понимать их с полуслова, вовремя поддержать их хорошие начинания. В нашей школе все необычно: маленькие кабинеты, крупномасштабная наглядность, очень яркое освещение, зрительные тренажеры на стенах, и многое другое, чего не встретишь в обычной школе. Есть еще и специалисты службы сопровождения: офтальмолог, педиатр, массажисты, ортоптисты, психологи, логопеды – они помогают детям сохранить и здоровье в целом, и зрение в частности. Школа тесно сотрудничает с детскими офтальмологическими центрами г.Челябинска, г.Екатеринбурга, г.Уфы.
Методические службы школы постоянно наблюдают за мониторингом знаний и умений учащихся, диагностируя их результаты.
Давно и по-семейному устоявшийся педагогический коллектив воспитывает и обучает вот уже пятнадцать лет (школа основана в 1992 году) около ста детей из разных районов г.Челябинска и его пригородов. Высокий профессионализм и многолетний опыт этих людей помогают умело и быстро находить индивидуальный подход к ребенку любого возраста. Это и неудивительно. Ведь из 42 педагогов один заслуженный учитель, 35 имеют высшую и первую квалификационные категории. Четыре педагога награждены значком «Отличник народного просвещения», 8 человек - грамотами Министерства просвещения РФ, 3 – значками «Почетный работник общего образования». Стаж работы в этой школе большинства из них свыше10 лет.
Контингент учащихся сложный уже потому, что 27 из них – из многодетных, 38 – из неполных и малообеспеченных семей, обучаются также дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью. Здесь они – одна дружная и заботливая семья.
Основополагающим фактором обучения является коррекционная направленность образовательного процесса. Работа с детьми требует от педагогов применения различных педагогических технологий, особых средств наглядности, использования нестандартного дидактического материала, тифлооборудования.
В учебный и воспитательный процессы активно внедряются здоровьесберегающие технологии:
- утренняя гимнастика;
- динамические перемены;
- лечебная физкультура.
Обучение воспитанников осуществляется в соответствии с содержанием образования, учебным планом, программами с учетом психофизических особенностей учащихся. В образовательном процессе используются все формы получения образования: классно-урочная, надомная, семейная, экстернат, сочетание этих форм. В школе активно проводится внеклассная работа по предмету, учащиеся посещают индивидуальные, факультативные, обязательные занятия по выбору. Как результат этой работы – победы на районных, городских, областных, региональных олимпиадах и конкурсах, участие в российских и международных проектах. Особое внимание уделяется коррекционным курсам ориентировки в пространстве, социально – бытовая ориентировка, ритмики, развития мимики и пантомимики, развития зрительного восприятия и другим. По некоторым из них созданы авторские программы, которые прошли апробацию и получили положительные отзывы по результатам диагностики.
Для осуществления образовательного процесса в школе имеется 10 кабинетов, которые оснащены специальной рельефной и объемной наглядностью, учебниками, художественной литературой, напечатанной рельефно-точечным шрифтом, тифломагнитофонами, тифлоплеерами, специальными приборами.
Системно ведется работа по профориентации учащихся, результатом которой является осознанный выбор выпускниками дальнейшего самостоятельного пути. И хотя путь этот бывает нелегким, они радуют нас своими успехами, настойчивостью в достижении цели. Мы гордимся тем, что в каждого из них вложена частица нашего труда.
Теперь ты знаешь, терпеливый мой читатель, что за всем этим стоит упорный и систематический труд детей и взрослых в единой школьной семье. Расскажи, читатель, при возможности отчаявшимся родителям детей с нарушение зрения о нашей большой школьной семье. Пусть они будут спокойны: дети в надежных, по-матерински заботливых руках.
Ну, а если кто-то захочет сотрудничать с учреждением, оказывать помощь в развитии, улучшать условия образования, мы рады общению.
Т.И.Строкова, зам директора по УВР МС(К)ОУ С(К)ОШ № 127 г. Челябинска