Классный час на тему: «Бескорыстие и великодушие»
Задачи классного часа:
Раскрывать значение понятий «бескорыстный человек»
Развивать умение распознавать истинное и мнимое великодушие.
Воспитывать потребность в бескорыстном служении обществу.
Оборудование и наглядность:
картинки на тему «Человек создан для добрых дел».
Ход классного часа:
1. Слово учителя. «Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшний классный час мы назвали «Бескорыстие и великодушие». Тема актуальна в наше бурное время. Тема, которая затрагивает многие внутренние струны нашего с вами сознания. Сейчас я прошу всех встать, взяться за руки, посмотреть рядом стоящему однокласснику в глаза сказать комплимент и хорошее пожелание. (Учащиеся образуют «Круг радости» и говорят друг другу слова с пожеланиями хорошего настроения, успехов во всем) .
А теперь, уважаемые ребята, давайте послушаем стихотворение М. Исаковского «Вишня». Ученик читает стихотворение.
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой,
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами на поля,
На дальнюю межу. И подумал:
«Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту,
И дорогу нашу украшая,
Каждый раз купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, тишине,
И, отведав сочных спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А, не вспомнят, экая досада,
Я об этом вовсе не тужу.»
И решил он: «Все равно на память
У дороги вишню посажу».
Вопросы для обсуждения:
Скажите ребята о чем мечтал старый человек?
Для кого он хотел посадить вишню?
Кaков философский смысл поступка старого человека?
Способен ли современный молодой человек на подобный поступок?
Учитель: Уважаемые ребята! Вы правильно поняли смысл стихотворения «Вишня»
А сейчас я прошу вас сказать, что такое притча? Притча — это иносказательный рассказ с нравоучением. И послушайте одну из притч человечества, которая называется «Жизнь морской звезды»
Ученик читает притчу: Однажды старик шел вдоль морского берега и увидел морскую звезду, выброшенную на берег. Без воды эта рыба должна вскоре умереть. Он аккуратно подобрал ее и бросил обратно в море. То же самое он сделал и с другими морскими звездами, которые были выброшены на берег. Один пострел внимательно наблюдал, как старик это делал, и время от времени издавал дикий хохот. Не обращая никакого внимания, старик невозмутимо продолжал свое занятие.
Наконец, мальчишка не выдержал и обратился к нему с такими словами: «Эй, старик почему ты впустую тратишь свое время, бросая этих рыб обратно в море? Ты знаешь, сколько миллионов морских звезд выброшено на берег? Даже если ты всю жизнь потратишь на такую работу, то и тогда это будет малый процент от всех этих рыб, оказавшихся без воды. И ты думаешь, что твоя работа что-то изменит?»
Старик подумал и ответил, подбирая очередную рыбу: «Сынок, я признаюсь, что действительно не знаю, что должно случиться со всеми морскими звездами, которых вымывает на берег каждую минуту, но что касается этой, сказал он, нежно поглаживая рыбу, которая была у него в руке, я уверен, для нее моя работа что-то изменит.»
Учитель предлагает вниманию учащихся еще одну притчу: «Потому что я — Человек».
Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.
— Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?
— Я убрал его с дороги.
— Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
— Потому что я — Человек.
Беседа учителя: Прежде, чем обсуждать смысл этих двух притч, давайте, обратим внимание на слова: великодушный и бескорыстный.
От каких словосочетаний образовано слово великодушный? (Великая душа)
Как вы понимаете значение слово «великодушный»? (Ответы учащихся, обсуждение)
От каких словосочетаний образовано слово «бескорыстный»? (Ответ: от слияния двух слов: «Без» и «Корысть»)
А что такое корысть? Корыстолюбие?
Ответ: (Стремление к личной выгоде, а выгода — это какая-то материальная польза).
Вопрос: Что можно сказать о человеке, который делает добро, не думая о награде? (Ответы учащихся, обсуждение).
Вопрос: Может ли назвать поступки людей, о которых мы услышали в притчах, бескорыстными? (Ответ учащихся, обсуждение).
Учитель: Ребята! Давайте, обратим внимание на цитаты классного часа. «Если хочешь жить для себя, живи для других». (Сенека, древнегреческий философ). (слайд)
«Великодушие — это не что иное как сострадание благородного сердца». (Шамфор Никола Себастьян, французский писатель). (слайд)
(Обсуждение цитат. Выслушиваются мнения учащихся).
Слова учителя: Уважаемые ребята! У нас в гостях наш юный друг, ученик 5 класса. И он пришел не просто так, он прочтет стихи Агнии Барто.
«Друг напомни мне вчера»
Друг напомни мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет!
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечет
Вопросы:
Приходилось ли вам встречать такого друга, о котором говорится в стихотворении?
Чем отличается на ваш взгляд великодушие от снисходительности? (ответы учащихся).
Учитель: Великодушие часто путают со снисходительностью, но смысл этих слов не одинаков.
Ученик 1. Снисходительность — одномоментное действие, высокомерное одолжение.
Ученик 2. А великодушие — способность человека бескорыстно жертвовать своими интересами во имя других.
Учитель: Ребята! А теперь я предлагаю вам проявить небольшую творческую деятельность: «Шаг к примирению». Вы должны сделать, оформить небольшую открытку.
Задание: Подарить эту открытку тому человеку, с которым вы были в ссоре, проявите при этом великодушие — сделайте первый шаг к примирению. Найдите теплые слова, напишите их на открытке. (ребята зачитывают открытки и вручают, кому они сделали.)
Учитель: Приятно было услышать ваши добрые, идущие от сердца, слова, которые вы адресовали друг другу.
Заключительная часть:
Учащиеся встают в круг «от сердца к сердцу» И читают стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь»
Ученик 1.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам себе наперекор Вселенной,
А маловерным отпусти их грех.
Пробьет твой час. Ты жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы. Не снисходи до них.
Умей прощать, но мне кажись прощая,
Великодушней и мудрей других.
Ученик 2.
Умей мечтать, не став рабом мечтаний,
И мыслить, мысли не обожествив.
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив.
Ученик 3.
Умей молчать, когда твое не слово
Калечит плут, чтоб обмануть глупцов.
Когда вся жизнь разрушена и снова.
Ты должен воссоздать ее с основ.
Ученик 4.
Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что нажито с трудом.
Все проиграть: И нищим стать как прежде.
И никогда не пожалеть о том.
Ученик 5.
Умей принудить сердце, нервы, тело.
Тебе служить, когда в твоей душе
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: «…Иди!»
Ученик 6.
Останься, прост, беседуя с царями.
Останься, честен, говоря с толпой.
Будь смел и прям с врагами и друзьями.
Пусть все в твой час считаются с тобой.
Учитель:
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, —
Тогда весь мир ты примешь во владенье.
Тогда, мой сын, ты будешь человек.
Учитель предлагает в заключение хором продекламировать слова: «Не забывай подарить добро. Воспитателям, учителю и другу. Оно, как истинное Волшебство, Вернется к вам по кругу»
Учитель: Позвольте, уважаемые ребята, на этой ноте завершить наш классный час и поблагодарить всех за участие.
|